Articles





К приезду Ричи Блэкмора в Россию

      Вы не поверите, но Ричи Блэкмор едет в Россию. И на этот раз, кажется, это серьезно. Хотя в мире не много найдется такого, что Ричи Блэкмор воспринимает всерьез. Исключением, пожалуй, является его группа Blackmore's Night, в основе которой - дуэт самого Ричи и его подруги жизни Кэндис Найт. Все говорит о том, что на этот раз легендарный гитарист решил выполнить свои неоднократные обещания и ответить взаимностью бесчисленным российским поклонникам. Как известно, если Блэкмор принял какое-то решение, то оно будет выполнено во что бы то ни стало. Иначе трудно объяснить непривычную щедрость обычно молчаливого маэстро, давшего целую серию интервью российским журналистам, а также ту тщательность, с которой организаторы - компания JSA - согласовывают с менеджментом все аспекты высочайшего визита. Если этот визит состоится, можно будет записать на счет российского шоу-бизнеса важную победу.
      В самом деле, до сих пор какой-то злой рок постоянно вмешивался в события, чтобы вновь и вновь лишать нас встречи с мечтой. В середине 70-х Deep Purple не могли отодвинуть "железный занавес" дальше Югославии, в конце 80-х попытки организовать их приезд окончились неудачей, а в ноябре 1993 г. Ричи покинул группу, и его последний концерт в составе Deep Purple состоялся буквально за два дня до уже запланированного в Москве выступления. Попытки заманить Блэкмора в Россию уже в рамках его последнего проекта - Blackmore's Night - предпринимались неоднократно, но в сентябре 1998 г. приезд группы не состоялся в результате грянувшего дефолта, а гастроли, анонсированные на октябрь 2001 г., по официальным заявлениям организаторов, сорвались из-за терактов 11 сентября, якобы временно отбивших у Блэкмора охоту летать на самолетах. Эта версия, впрочем, опровергалась менеджментом Blackmore's Night, который указывал на нерасторопность российских промоутеров. Надо сказать, что версия авиафобии Блэкмора действительно выглядит фантастической, учитывая количество времени проведенного им в перелетах за последние 30 с лишним лет. Как бы то ни было, за несколько дней до концерта великий гитарист прибудет в столичный аэропорт в сопровождении экзотической команды музыкантов, предпочитающих реальным именам романтические псевдонимы.
      Собственно, те с кем нам предстоит встретиться, больше похожи на странствующих средневековых менестрелей, чем на музыкантов начала 21-го века. И дело здесь не в костюмах, а именно в музыке. Конечно, Ричи Блэкмор - это тот самый гитарный бог, отливший из нержавеющего металла десятки бессмертных хард-роковых боевиков, тот самый "король скорости", крушивший гитары о телекамеры, "человек в черном", прослывший мрачным мистиком и ненавистником журналистов. И все-таки - это совершенно другой человек, круто изменивший свою музыкальную и человеческую судьбу 6 лет назад. И пока российские гитаристы еще продолжают соревноваться, кто круче завернет "соло под Блэкмора", легендарный объект подражания сосредоточенно работает над техникой игры на акустической гитаре или лютне, утверждая, что ему еще многому предстоит научиться. Впрочем, о радикальном изменении музыкальных пристрастий основателя Deep Purple и хозяина Rainbow у нас уже многие знают - осенью прошлого года последний из трех альбомов Blackmore's Night "Fires At Midnight" в течение нескольких недель был лидером продаж среди зарубежных исполнителей в московских магазинах. Несмотря на это, нам кажется важным добавить некоторые штрихи к знакомому портрету.
      Мифы о Ричи Блэкморе могли бы составить отдельную книжку. Виной тому, отчасти, он сам - большой любитель всяческих розыгрышей и шуток, некоторые из которых бывали весьма небезобидны. Начнем с того, что в российских, да и зарубежных изданиях, не часто встретишь правильное написание его полного имени. Специально для поклонников и исследователей сообщаем: его зовут Ричард Хью Блэкмор, и никак иначе. Он женат уже несколько лет на Кэндис Найт, и уже давно живет в Лонг-Айленде (Нью-Йорк). Детей у супругов нет. Что же касается прошлых союзов Ричи, то отпрыск одного из них - Юрген Блэкмор пошел по стопам отца и даже стал известен как гитарист, играя с немецкими хард-роковыми командами (в манере весьма близкой к родительской). Романтический дуэт много времени посвящает творчеству, а также коллекционированию предметов искусства и быта, относящихся к периоду европейского средневековья. Работа над песнями обычно идет в домашней студии, а свободное время Ричи и Кэндис посвящают длительным прогулкам на природе и домашним любимцам (супруги принадлежат к числу страстных кошатников, и всякий раз поименно перечисляют своих кошек в примечаниях к альбомам).
      Кэндис как-то сказала, что с Блэкмором проще работать, чем жить под одной крышей. Одна из главных черт его характера - перфекционизм, то есть постоянное стремление к совершенству. Эта черта, на самом деле, нередко становилась причиной перетасовок, которым Блэкомор подвергал свою группу. В студии и на сцене он в равной мере требователен (а иногда и безжалостен) к себе и другим. Однако он способен уважать чужое мнение, и не позволяет себе бесцеремонно вторгаться в творчество партнера. Что же касается совместной жизни, то, по словам Кэндис, для Ричи игра на гитаре не просто занятие, а квинтэссенция его существа. Он постоянно сосредоточен на этом, что, возможно, создает определенные психологические сложности. Впрочем, Ричи и Кэндис не расстаются уже более десяти лет и прекрасно ладят, дополняя друг друга.
      Часто приходится слышать, что именно Кэндис стала причиной творческой реинкарнации Блэкмора. На самом деле, по его собственному признанию, он еще в 9-летнем возрасте был заворожен мелодией знаменитой "Greensleeves", которую в последствие часто играл на концертах, создал под ее влиянием хит "16-th Century Greensleeves" (Rainbow), а затем включил аранжировку этой фольклорной композиции в первый альбом Blackmore's Night. Интерес к музыке эпохи возрождения, как об этом не раз говорил сам Блэкмор, сформировался еще в 60-е годы, когда он открыл для себя творчество Дэвида Манроу, однако рок-н-ролльная карьера оставляла хобби лишь малую часть свободного времени. Вместе с тем, создавая свои знаменитые соло, Ричи постоянно заимствовал мотивы народной музыки и классики и даже увлекся в середине 70-х игрой на виолончели. Его гитарная техника во многом основана на использовании приемов классических мастеров, однако до середины 90-х годов апостол хард-рока всерьез не задумывался о том, чтобы избрать иную музыкальную стезю. Когда же произошел очередной разрыв с Deep Purple, а воссозданная Rainbow, несмотря на коммерческий успех, не принесла творческого удовлетворения, Блэкмор вспомнил о случайной встрече в Германии несколькими годами ранее с фольклорной группой "Des Geyers Schwarzer Haufen". Игра музыкантов, исполнявших подлинную музыку эпохи Возрождения произвела тогда на Ричи такое сильное впечатление, что он даже поинтересовался, не нужен ли им гитарист. И получил отказ. Устав от рок-н-ролла и дрязг шоу-бизнеса Блэкмор, поощряемый своей возлюбленной Кэндис, решил, наконец, играть ту музыку, к которой всегда стремился. Он даже осуществил свою давнюю мечту и пригласил для записи одной из композиций первого альбома Blackmore's Night старого приятеля блестящего флейтиста Иэна Андерсона из Jethro Tull. Так началась история Blackmore's Night.
      Начав с чистого листа, Блэкмор сознавал, что совершает рискованный поступок с точки зрения музыкального бизнеса. Его привыкли воспринимать совершенно иначе. Но упорство (или, если угодно, упрямство) Ричи сравнимо разве что с его талантом. Он решил создавать новый образ самого себя и своей музыки любой ценой. Ясно, что такая позиция не снискала особенной поддержки у звукозаписывающих кампаний и особенно у радио и телевидения. Все три альбома Blackmore's Night вышли на разных лейблах, а FM-станции и музыкальные каналы лишь изредка ставили непривычные композиции в эфир. Блэкмор, впрочем, отвечает им взаимностью: он едва ли не единственный музыкант постоянно живущий в США и столь же постоянно подвергающий американский шоу-бизнес едкой критике. Он даже изобрел термин "музыкальный коммунизм". Впрочем, достается и родине гитариста, музыкальный мир которой он считает насквозь пропитанным конформизмом и завистью.
      Ричи и Кэндис принципиально не желают ходить проторенными дорожками. Традиционным концертным залам они предпочитают выступления на городских площадях, соборах и замках маленьких европейских городков. Они выходят на сцену в костюмах эпохи Возрождения и приглашают следовать своему примеру зрителей. Они считают, что их музыку надо внимательно слушать и радуются спокойной аудитории, а не бушующей толпе. Блэкмор как-то пошутил, что после самой громкой группы в мире (каковой Deep Purple признала книга рекордов Гиннеса в 70-х г.г.), он играет в самой тихой группе в мире. Очевидно при этом, что новая роль приносит ему подлинное удовольствие.
      Возможно, именно поэтому всякий раз, когда ему задают вопрос о возможности возрождения Rainbow, Ричи Блэкмор отвечает отрицательно. Он вполне счастлив с той музыкой и с той женщиной, что целиком заполняют его жизнь сегодня. Более того, своим мироощущением он сумел-таки заразить поклонников. Сегодня альбомы Blackmore's Night расходятся большими тиражами, а концертные туры полностью распродаются. Ричи оказался прав - он не только сохранил своих старых поклонников, но и приобрел новых.
      Музыкальная пресса, кажется, не может простить Ричи его вызывающего музыкального диссидентства. Периодически возникают и расползаются всевозможные нелепые сплетни о его жизни и творчестве. Так, год назад в интернете запустили слух об участии Ричи и Кэндис в съемках фильма ужасов "Дьявол и его труды". Несмотря на категорические опровержения, байка эта все еще жива, и нет-нет, да и встретишь ее отголоски в российских СМИ. Или осенью прошлого года журнал "Classic Rock" вдруг написал, что в 70-х годах Блэкмор употреблял наркотики. После протестов менеджмента редакция вынуждена была принести извинения и опубликовать подробное интервью.
      Нередко встречаются публикации, в которых утверждают, что Ричи окончательно распрощался со своей гитарой Fender Stratocaster, образ которой уже неотделим от его собственного. Между тем, практически половина концертных номеров исполняется Ричи именно на этом инструменте. Другое дело, что он весьма самокритичен и считает свои достижения в классической технике игры скромными. Если раньше маэстро всячески старался избегать студийной работы, предпочитая ей концертные выступления, то сейчас он заявляет, что сумел, наконец, дисциплинировать себя и заставить подолгу работать над гитарными партиями.
      Наконец, известное увлечение Блэкмора спиритизмом, приведениями и всякого рода мистикой, дает повод журналистам сочинять байки о его приверженности сатанинским культам. Но Блэкмору не занимать чувства юмора, и сам он чаще всего не только не пытается опровергать россказни о себе, но даже нарочно провоцирует репортеров светской хроники. Те же, кому удавалось поговорить с ним без обычного набора дурацких вопросов, отмечали его качества остроумного и интеллигентного собеседника.
      Чего же ждать от Блэкмора в Москве? Ричи перестал бы быть собой, если бы был полностью предсказуемым. Он может запросто пропустить мимо ушей все вопросы о "Smoke On The Water", а потом нарочно ввернуть этот риф в какую-нибудь импровизацию. Бесполезно спрашивать его об отношениях с бывшими коллегами по Deep Purple или Rainbow. Но на концертах он почти всегда отдает должное нескольким номерам из прошлого репертуара, и говорит порой, что не прочь разок-другой выступить на совместном концерте, чтобы порадовать фэнов. Впрочем, это не та тема, которой его можно заинтересовать. Ричи Блэкмор выбрал себе новую музу и новую музыку, которая не терпит суеты.


Андрей Гусенков
gusenkov@rian.ru
Февраль 2002 г.
Home  WWW . DEEP-PURPLE . RU